Заключение органом местного самоуправления договора на оказание услуг по перечислению заработной платы сотрудникам на картсчета не требует проведения открытого конкурса

Вывод из судебной практики: Заключение органом местного самоуправления договора на оказание услуг по перечислению заработной платы и (или) иных выплат сотрудникам данного органа на открытые картсчета не требует проведения открытого конкурса (аукциона), поскольку такой договор не связан с удовлетворением потребностей публично-правового образования в сфере финансовых услуг.

Судебная практика:

Постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2010 N Ф09-369/10-С2 по делу N А07-13169/2009

«…Как видно из материалов дела, между сторонами заключен договор на оказание услуг от 26.03.2007 N 0019-225/03, согласно которому администрация обязуется предоставить в банк установленных форматов реестры на открытие банковских счетов своих сотрудников с использованием карт и подготовку карт, а также на зачисление заработной планы и других выплат сотрудникам администрации в виде электронного файла и заверенного уполномоченными лицами реестра на бумажном носителе.

Судом установлено, что заключение данного договора направлено на обеспечение осуществления с работниками администрации безналичных расчетов, регламентированных Положением о порядке осуществления безналичных расчетов с физическими лицами в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 01.04.2003 N 222-П (далее — Положение).

Пунктом 2.2.1 договора об оказании услуг определено, что Банк открывает сотрудникам Администрации зарплатные картсчета, подготавливает и выдает сотрудникам организации карты после предоставления Администрацией документов, указанных в п. п. 2.1.1 и 2.1.2 договора.

Нарушение положений ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции).

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) о размещении заказов определено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Судом первой инстанции установлено, что спорный договор заключен в отношении граждан, состоящих в штате администрации, выступающей в роли работодателя и не преследующей цели публичного характера, а также не содержит условий о том, что банком открывается обслуживаемый им счет администрации.

При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о том, что стороны правомерно заключили спорный договор без проведения торгов…»

Постановление ФАС Уральского округа от 01.03.2010 N Ф09-1042/10-С5 по делу N А07-13133/2009

«…Как установлено судами при рассмотрении дела, по договору на оказание услуг по перечислению денежных средств сотрудниками организации на картсчета международных банковских карт от 05.02.2009 N 0019-258/03 общество «УРАЛСИБ» приняло на себя обязательство на возмездной основе оказывать Администрации услуги по перечислению заработной платы и/или иных выплат сотрудникам Администрации на открытые в банке картсчета.

Согласно п. 3.1 договора Администрация действует в качестве уполномоченного лица каждого из своих сотрудников (согласно отметкам в заявлениях-анкетах сотрудников) при открытии картсчетов на сотрудников, а также при получении карт и ПИН-конвертов/возврате карт с истекшим сроком действия.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания предусмотренных финансовых услуг. Нарушение указанных положений является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.

Исследовав на основании ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора от 05.02.2009 N 0019-305/03 (2.1, 3.1, 3.5, 4.4) применительно к нормам главы 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что спорный договор на оказание услуг не содержит условий об открытии для Администрации и обслуживании ее банковского счета, адресатами получения услуг по договору являются сотрудники Администрации; договор подпадает под регулирование утвержденного положением Центрального банком Российской Федерации от 01.04.2003 N 222-П порядка осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств выплата заработной платы за счет средств бюджета не относится к потребности Администрации как публично-правового образования в сфере финансовых услуг.

Ввиду отсутствия оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 18 Федерального закона «О защите конкуренции» в иске отказано правомерно…»