Специальными нормами § 3 гл. 34 ГК РФ регулируется аренда только тех транспортных средств, для управления которыми необходим экипаж

Вывод из судебной практики: Специальными нормами § 3 гл. 34 ГК РФ регулируется аренда только тех транспортных средств, для управления которыми необходим экипаж. Поэтому договор об аренде железнодорожных вагонов не может быть квалифицирован как договор аренды транспортного средства.

Судебная практика:

Примечание: В приведенном ниже Постановлении суд сделал единый вывод для аренды транспортного средства как с экипажем, так и без экипажа.

Постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 по делу N А40-73233/12-77-726

«…Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.03.2009 между ЗАО «3Р» (арендодатель) и ООО ТЭК «Титан Транспорт» (арендатор) на срок до 31.12.2011 был заключен договор N Д-730 аренды (в редакции дополнительного соглашения от 03.02.2011 N 1).

Согласно условиям договора арендодатель обязался передать во временное пользование арендатора собственный подвижной состав — полувагоны люковые в количестве до 150 единиц в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии, а арендатор принять их в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 договора). Наименование, технические характеристики передаваемых в аренду вагонов указываются сторонами в приложениях к договору (пункт 1.2 договора).

Параграфом третьим главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется аренда транспортных средств.

Исходя из системного толкования действующего законодательства о железнодорожном, речном (внутреннем водном), воздушном, автомобильном, морском транспорте, понятие «транспортное средство» относится к устройствам, предназначенным для перевозки по суше (под землей), по воде, по воздуху людей и грузов.

При этом данной нормой допускается аренда транспортного средства с представлением услуг по управлению и технической эксплуатации (статья 632 Гражданского кодекса Российской Федерации) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (статья 642 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, данным параграфом предусмотрена аренда транспортного средства с экипажем, предоставляемым арендодателем (статья 632 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также данным параграфом предусмотрена аренда транспортного средства без экипажа (статья 642 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, как следует из статьи 645 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по управлению транспортным средством и обеспечению его технической эксплуатации возложена на арендатора.

Исходя из изложенного, специальными нормами параграфа 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется аренда только управляемых транспортных средств, для управления которыми необходим экипаж (либо арендодателя, либо арендатора).

Железнодорожные вагоны к транспортным средствам, управляемым экипажем, т.е. людьми, не относятся.

Непосредственное управление собственно железнодорожными вагонами экипажем (людьми) без использования локомотива технически не предусмотрено.

Понятие «экипаж» не корреспондируется с понятием «железнодорожный вагон».

Исходя из этого, к аренде железнодорожных вагонов применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие общие положения об аренде.

Специальные нормы об аренде транспортных средств, предусмотренные параграфом 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, к аренде железнодорожных вагонов не применимы…»