Принимая груз и подписывая коносамент, капитан зафрахтованного судна действует от имени фрахтователя

Лицо, в интересах которого действует капитан арендованного судна при подписании коносамента

Статьей 635 ГК РФ установлено, что члены экипажа подчиняются распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 206 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), согласно которому капитан судна и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации судна.

Выполняя распоряжения фрахтователя, капитан судна может вступать в отношения с третьими лицами: например, подписывать коносамент (ст. 142 КТМ РФ), принимать груз к перевозке и т.д.

Поскольку в период аренды судна его капитан находится в двойном подчинении (в навигационном отношении он подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а в коммерческом отношении — распоряжениям фрахтователя), то не ясно, от чьего имени считается заключенным договор перевозки, если он заключен на основании подписанного капитаном коносамента.

 Вывод из судебной практики: Принимая груз и подписывая коносамент, капитан зафрахтованного судна действует от имени фрахтователя, а не судовладельца, поскольку в этом случае капитан выполняет распоряжения арендатора, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.

 

Судебная практика:

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.05.2007 по делу N А55-4372/2006-51

«…Наряду с арендной платой ст. 204 КТМ Российской Федерации предусмотрены обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна: фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы. Все указанные расходы также предусмотрены исследованными в ходе налоговой проверки тайм-чартерами.

В отличие от чартера коносамент и иные перевозочные документы в большинстве случаев подписываются не самим перевозчиком, а капитаном судна. Поэтому при их подписании последний действует от имени фрахтователя по тайм-чартеру, то есть перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2007 по делу N А55-4325/06

«…В соответствии со ст. ст. 142, 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Однако в силу требований ст. 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся исключительно к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна, а в отношении коммерческой эксплуатации судна — распоряжениям фрахтователя.

Таким образом, правильным является вывод суда о том, что полномочия ОАО ВНП «Волготанкер» касаются именно управления судном, вопросы же коммерческой эксплуатации судна отнесены к компетенции фрахтователя, в частности при определении объема перевозимого груза.

Из вышеизложенного следует, что капитан судна, подчиняющийся в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу — ОАО ВНП «Волготанкер», при подписании коносамента действует непосредственно от имени фрахтователей, и фрахтователи гарантируют судовладельцу возмещение убытков от любых последствий и обязательств.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций коллегия признает законными и обоснованными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2006 по делу N А55-21311/2005-53

«…Наряду с арендной платой, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации выделяет также обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна (ст. 204): фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.

В отличие от чартера коносамент и иные перевозочные документы в большинстве случаев подписываются не самим перевозчиком, а капитаном судна. Поэтому при их подписании последний действует от имени фрахтователя по тайм-чартеру, то есть перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.

По условиям представленных договоров следует, что ОАО «ВНП «Волготанкер» предоставляет компании «Волготанкер Марин Сервисиз А/С» суда на выполнение рейсов для перевозки нефти и нефтепродуктов (без указания вместимости для конкретной партии (т. 3, л. д. 107 — 153), поэтому являются договорами фрахтования судна на время (тайм-чартер), то есть договорами аренды, и не являются договорами перевозки…»

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2006 по делу N А55-559/05-43

«…Основная обязанность судовладельца — предоставить судно фрахтователю. Предоставление судна означает переход к фрахтователю прав пользования и распоряжения, а также в какой-то мере права владения, т.к. ему подчинен экипаж судна. Однако это не означает, что судовладелец теряет на какое-то время правомочия владения. Таким образом, временно осуществляется двойное владение (совладение) судном.

Поэтому довод ОАО «ВНП «Волготанкер» о том, что через капитана судна и экипаж судовладелец осуществляет владение судном, не разделяя этого правомочия с фрахтователем, является необоснованным. Согласно ст. 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются в навигационном отношении распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна, а в коммерческом отношении капитан судна подчиняется фрахтователю.

В соответствии с п. 1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Поэтому при подписании коносамента и иных перевозочных документов капитан судна действует от имени фрахтователя по тайм-чартеру, то есть от имени перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю…»