При заключении договора аренды транспортного средства с государственным (муниципальным) заказчиком требуется соблюдение процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ

Вывод из судебной практики: По вопросу о том, необходимо ли для заключения договора аренды транспортных средств с государственным (муниципальным) заказчиком соблюдать процедуры, предусмотренные Законом N 94-ФЗ, существует две позиции судов.

 

Позиция 1. При заключении договора аренды транспортного средства с государственным (муниципальным) заказчиком требуется соблюдение процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.

 

Судебная практика:

Определение ВАС РФ от 30.06.2011 N ВАС-7912/11 по делу N ВАС-2237/11

«…Проанализировав положения Гражданского, Бюджетного кодексов Российской Федерации, Федерального закона N 94-ФЗ (в частности, положения части 2 статьи 1, части 1 и 2 статьи 3, части 1 статьи 4), суд первой инстанции счел, что договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования Федерального закона N 94-ФЗ при наличии следующих условий:

— если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования;

— целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд;

— финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации или бюджета субъекта Российской Федерации.

Ссылка учреждения на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04, не принимается. Анализ законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд позволили суду первой инстанции прийти к выводу о том, что при заключении такого договора должны соблюдаться правила, предусмотренные Федеральным законом N 94-ФЗ.

В связи с изложенным дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации…»

 

Решение ВАС РФ от 25.04.2011 N ВАС-2237/11

«…Государственным или муниципальным контрактом в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» признается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что договор по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам будет являться предметом регулирования указанного выше Федерального закона при наличии следующих условий: если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования; целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд; финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.

Следовательно, в таких случаях, при заключении договора должны соблюдаться правила, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Включенные в номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков услуги по аренде транспортных средств, машин и оборудования, а также предметов личного пользования, по сути, означают аренду имущества, что допускается и не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, и как указано выше, соответствует положениям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»…»