Если судно передано в аренду по тайм-чартеру, то фрахтователь может быть привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения как судовладелец

Лицо, привлекаемое к административной ответственности в качестве судовладельца в случае заключения договора фрахтования судна на время (тайм-чартера)

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) является разновидностью договора аренды транспортного средства с экипажем.

Согласно ст. 198 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ) по данному договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов его экипажа в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ РФ).

В ряде случаев (например, при привлечении судовладельца к административной ответственности) возникают споры о том, кто является надлежащим ответчиком по делу.

 Вывод из судебной практики: Если судно передано в аренду по тайм-чартеру, то фрахтователь может быть привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения как судовладелец.

Судебная практика:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2009 по делу N А42-683/2009

«…По договору фрахтования на время от 03.06.2008 судовладелец — общество за обусловленную плату (фрахт) обязался предоставить фрахтователю — ООО «Атлантик Фиш Компани» укомплектованное экипажем рыболовное судно М-0276 «Ольга-1» для целей коммерческого промышленного лова.

В соответствии со статьей 8 указанного Кодекса под судовладельцем в названном Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

На основании указанной нормы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что судовладельцем на время тайм-чартера является и фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени при производстве промысла водных биоресурсов.

На момент совершения административного правонарушения именно ООО «Атлантик Фиш Компани» эксплуатировало указанное судно.

В связи с этим суд первой инстанции правильно отметил, что, следуя на промысел в исключительную экономическую зону Российской Федерации, при прохождении морского контрольного пункта «Север 1» капитан судна М-0276 «Ольга-1» действовал от имени и в интересах фрахтователя — ООО «Атлантик Фиш Компани», которое законно владело судном с экипажем и использовало его на основании зарегистрированного в установленном порядке договора фрахтования судна на время (тайм-чартера)…»

 

 

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.10.2009 N Ф03-5012/2009 по делу N А73-6529/2009

«…Апелляционным судом обоснованно, в соответствии со статьями 8 и 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ), исключен эпизод по неотражению недостачи сельди, поскольку данное нарушение допущено не артелью, а ООО «Сахалининвестморе», которое как фрахтователь эксплуатировало вышеуказанное судно на основании договора тайм-чартера N 1-Б/08, заключенного 24.11.2008 с рыболовецкой артелью «Иня».

Довод административного органа о том, что артель, как судовладелец спорного судна, а не вышеназванное общество, как его фрахтователь, должна нести ответственность по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, является ошибочным и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, так как в силу статьи 8 КТМ РФ под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с указанной нормой права апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что судовладельцем во время тайм-чартера является фрахтователь, эксплуатирующий судно от своего имени. В спорных правоотношениях к таковым относится общество «Сахалининвестморе», которое несет ответственность за достоверность отражаемых данных относительно перевозимого груза в судовой и промысловой документации судна ТР «Бузанский»…»